В ТГУ научат георадар в реальном времени анализировать качество дорог

 

 В ТГУ научат георадар в реальном времени анализировать качество дорог

Аспирант Илья Цепляев под руководством ученых РФФ и СФТИ ТГУ создает программу для анализа в реальном времени данных, полученных при сканировании автомобильных дорог широкозахватным георадаром. Программа будет строить 3D-изображения слоев дорожного покрытия, анализировать их состав, а также выявлять дефекты, допущенные при строительстве или возникшие в ходе эксплуатации. Проект был поддержан программой «УМНИК» Фонда содействия инновациям.

– На сегодняшний день для проведения экспертизы берется часть дорожного полотна и анализируется в лаборатории, однако это нарушает целостность дороги, – говорит Илья Цепляев. – Георадар прицепляется к автомобилю и по ходу движения производит сканирование радиоволнами в режиме реального времени, не повреждая полотно. Ширина захвата зондируемой местности достигает двух метров.

Собранные георадаром данные будет анализировать и обрабатывать программное обеспечение, созданное Ильей Цепляевым. Используя быстрые алгоритмы построения радиоизображений, программа в режиме реального времени сможет выводить на экран 3D-изображения всех слоев автомобильной дороги, включая трещины, воздушные прослойки, инородные тела и другие дефекты. Наблюдение за этими характеристиками позволит дорожным управлениям контролировать строительство новых дорожных покрытий и находить недостатки в старых. 

Илья Цепляев

Кроме того, благодаря встроенной системе GPS, программное обеспечение будет «привязывать» обнаруженные дефекты к их местоположению на дороге. Это позволит ремонтным бригадам оперативно устранять дефекты, а также составить карту опасных участков на дорогах.

– За рубежом существуют аналоги данного георадара, однако их стоимость достигает десятков миллионов рублей. Эта разработка будет стоить на порядок ниже, а кроме того, будет оснащена уникальным ПО, которое позволит получать 3D-изображения высокого качества в режиме реального времени, – говорит научный руководитель аспиранта Сергей Шипилов.

Он подчеркнул, что проект является развитием идей и решений, накопленных за более чем двадцатилетнюю историю развития научного направления «Радиотомография», возглавляемого профессором ТГУ Владимиром Якубовым.

Георадар «ГРТ-ХХ» разработан малым инновационным предприятием при ТГУ ООО «Радиовидение» совместно с московской ООО Группой «Гелион». В ближайшее время прототип устройства будет отправлен заказчику в МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет) для тестирования на московских автотрассах.
По материалам tsu.ru