Настольная книга для соискателей учёных степеней и экспертов

Изображение: 
В редакции журнала «Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика» в серии «След вдохновений и трудов упорных…» подготовлен сборник диссертациеведческих статей профессоров Валерия Михайловича Аникина (Саратовский университет) и Бориса Николаевича Пойзнера (Томский университет) под названием «Диссертация : грани творчества и …».
Как отмечает в предисловии редактора издания, член-корреспондент РАН профессор Д. И. Трубецков, материалы книги «адресованы соискателям учёных степеней, их научным руководителям, членам диссертационных советов и затрагивают круг вопросов, уяснение которых позволит заинтересованным читателям методически грамотно провести процесс представления результатов своей научной деятельности. И хотя статьи нацелены, в основном, на различные аспекты диссертационного творчества, их ареал значительно шире, а «обитатели» его весьма разнообразны».
Начальные статьи сборника посвящены проблеме подготовки в аспирантуре и научного руководства аспирантами. Затем обосновывается, вытекающая, собственно, из логики развития науки, необходимость корректного (своевременного и верифицированного) представления научных результатов, а также рассматриваются сопутствующие технические и этические моменты «популяризации» своего труда в научной среде. Далее серьезное внимание уделяется логической и содержательной структуре автореферата как «ворот» диссертации и формулировке аспектных характеристик диссертационных работ – объекта, предмета и метода исследования, целеполагания; структуры и содержания защищаемых научных положений, выражающих суть диссертации; аргументации в пользу истинности полученных результатов; оценки новизны, теоретической и прикладной значимости работы; лингво-дисциплинарной грамотности соискателя, академических стандартов построения научного текста; формулировки выводов и т.д. Даются также рекомендации по содержанию и структуре устного доклада при защите диссертации. Статьи из сборника отличает развернутость изложения, разнообразие постановки проблем и исторических экскурсов, обращение к мнениям теоретиков науки. Каждый раздел книги снабжен богатым библиографическим списком, что для пытливого читателя является ценным подспорьем.
Таким образом, книга содержит материал, который позволяет (в первую очередь – начинающим авторам) преодолеть терминологические, смысловые, психологические и организационные трудности, которые могут встать при написании диссертационной работы.
Книгу В. М. Аникина и Б. Н. Пойзнера отличает глубокая методическая проработанность и философский подтекст. В целом, они рассматривают работу над диссертацией в контексте теории целенаправленной системы деятельности. Автор диссертации в книге предстаёт и как творческий субъект в науке, и как автор специфических текстов, и как объект административного внимания управляющих структур.