Программа курса
"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"



I. ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель курса. Цель курса «Безопасность жизнедеятельности» заключается в приобретении студентами комплексного представления об источниках и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания.
  2. Задачи учебного курса. Задачи курса сводятся к развитию у студента навыка осознанного поведения в среде обитания (природной, производственной, социальной). А также способствовать формированию экологического мировоззрения, позволяющего оградить человека от многих современных стрессов и фобий.
  3. Требования к освоению курса. Для освоения курса требуются знания физики, химии, экологии входящих в учебный план обучения бакалавра. Освоив курс, студент должен знать: планетарные и региональные экологические угрозы, комфортные условия труда, основные травмирующие и вредные факторы профессиональной деятельности, способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях; уметь: организовать безопасную трудовую деятельность, пользоваться индивидуальными и коллективными защитными средствами, вести себя в чрезвычайных ситуациях. Для контроля и закрепления студентами полученных знаний необходимо проведение в течение семестра двух контрольных работ,7 лабораторных работ.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Введение. Обеспечение безопасности человека в системе “человек – среда обитания – машина “ Элементы безопасности: промышленная экология, охрана труда, гражданская оборона.
  2. Экологическая безопасность. Основы экологии. Экология человека. Эволюция биосферы. Техносфера. Экологические последствия антропогенной деятельности. Негативные факторы техносферы. Понятие риска. Координаты рисков. Азотные удобрения. Пестициды. Производство энергии.
  3. Правовые и организационные основы безопасности производственной деятельности. Система законодательных и подзаконных актов по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
  4. Безопасность профессиональной деятельности.
    • Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Режим труда и отдыха.
    • Физиология труда и комфортные условия трудовой деятельности. Требования к производственным помещениям. Производственный микроклимат. Шумы и вибрации. Естественное и искусственное освещение.
    • Безопасность технических систем. Автоматизированные, роботизированные и виртуальные системы. Профессиональный отбор операторов технических систем.
    • Основы электробезопасности. Воздействие электрического тока на организм. Анализ условий поражения электротоком. Защитное заземление. Защитное зануление. Устройство заземлителей. Классификация помещений по степени опасности поражения электротоком. Электромагнитные поля токов промышленной частоты. Электромагнитные поля радиочастот. Оптическое излучение. Статическое электричество техногенного происхождения. Меры защиты. Статическое электричество природного происхождения. Молниезащита зданий и сооружений.
    • Ионизирующее излучение. Источники ионизирующего излучения. Характеристики ионизирующего излучения. Биологическое действие ионизирующего излучения. Меры защиты.
    • Работа с вредными химическими веществами. Классификация химических веществ по их преимущественному воздействию на организм человека. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Наиболее распространенные промышленные яды. Безопасные приемы и организация работ с веществами различных классов опасности. Меры защиты.
    • Криогенная техника. Опасные и вредные факторы. Меры защиты.
  5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
    • Катастрофы. Общие характеристики источников возникновения чрезвычайных ситуаций в природе, техногенной среде и человеческом обществе. Стихийные силы природы и стихийные бедствия. Техногенные аварии и катастрофы.
    • Пожарная безопасность. Опасные и вредные факторы, воздействующие на людей в результате взрыва и пожара. Взрыво- и пожароопасные вещества. Условия возникновения и виды горения. Профилактика взрывов и пожаров. Классификация помещений и установок по взрывопожарной безопасности. Эвакуационные мероприятия. Мероприятия, обеспечивающие тушение пожара.
    • Социальные конфликты. Человеческое общество – источник зарождения военно-политических, социально-политических и межнациональных конфликтов. Терроризм. Оружие массового поражения.
    • Основы безопасности в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы защиты в чрезвычайных ситуациях. Организация сил и средств обеспечения безопасности при чрезвычайной ситуации. Потенциальные источники чрезвычайных ситуаций в регионе.
  6. Темы лабораторных работ.
    • Юридические аспекты обеспечения безопасной жизнедеятельности.
    • Измерение сопротивления заземляющего устройства.
    • Расчет и устройство заземлителя.
    • Измерение плотности потока энергии радиодиапазона.
    • Расчет зоны поражения при выбросе сильнодействующего ядовитого вещества.
    • Распределение обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации ЧС.
    • Условные обозначения (знаки) ГОЧС.
  7. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
    • Строение биосферы.
    • Эволюция биосферы.
    • Задачи экологии человека.
    • Проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
    • Понятие риска. Координаты рисков.
    • Проблема азотных удобрений.
    • Проблема пестицидов.
    • Существующие и перспективные источники энергии.
    • Охрана труда.
    • Законодательные акты по охране труда.
    • Воздействие электрического тока на организм человека.
    • Защитное заземление.
    • Защитное зануление.
    • Зона влияния.
    • Методы предупреждения накопления статического электричества.
    • Типы молниеотводов.
    • Действие электромагнитных полей на человека.
    • Виды ионизирующего излучения.
    • Промышленные яды.
    • Пожарная безопасность.
    • Характеристики горючих веществ.
    • Стихийные силы природы.
    • Оружие массового поражения.
    • Терроризм.
    • Потенциальные источники ЧС в регионе.
  8. Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету

    Билет № 1
    1. Безопасность жизнедеятельности.
    2. Защитное зануление.

    Билет № 2
    1. Основные теоретические задачи экологии человека.
    2. Ионизирующее излучение.

    Билет № 3
    1. Структура современной биоэкологии.
    2. Опасные и вредные факторы взрыва и пожара.

    Билет № 4
    1. Экологическая роль атмосферы.
    2. Потенциальные источники чрезвычайных ситуаций в регионе.

    Билет № 5
    1. Экологическая роль гидросферы.
    2. Анализ условий поражения электротоком.

    Билет № 6
    1. Классификация помещений и установок по взрыво – пожарной безопасности.
    2. Экологическая роль поверхности литосферы (почвы).

    Билет № 7
    1. Понятие риска. Координаты рисков.
    2. Оружие массового поражения.

    Билет № 8
    1. Азотные удобрения.
    2. Горючие вещества и их характеристики.

    Билет № 9
    1. Пестициды.
    2. Стихийные силы природы и стихийные бедствия.

    Билет № 10
    1. Экологические проблемы производства энергии.
    2. Единицы измерений ионизирующего излучения.

    Билет № 11
    1. Глобальные последствия воздействия человека на природу.
    2. Электромагнитные поля токов промышленной частоты.

    Билет № 12
    1. Опасности автоматизированных, роботизированных и виртуальных систем.
    2. Стандарты охраны труда.

    Билет № 13
    1. Классификация основных форм деятельности человека и энергетические затраты с ними связанные.
    2. Человеческое общество – источник зарождения военно-политических, социально-политических и межнациональных конфликтов.

    Билет № 14
    1. Естественное и искусственное освещение.
    2. Статическое электричество техногенного происхождения.

    Билет № 15
    1. Комфортные условия трудовой деятельности.
    2. Действия в очаге химического заражения.

    Билет № 16
    1. Классификация помещений по степени опасности поражения электротоком.
    2. Биологическое действие ионизирующего излучения.

    Билет № 17
    1. Электромагнитные поля радиочастот.
    2. Промышленные яды (в профессиональной деятельности).

    Билет № 18
    1. Устройство заземлителей.
    2. Оптическое излучение.

    Билет № 19
    1. Классификация химических веществ по их преимущественному воздействию на организм человека.
    2. Действия во время террористического акта.

    Билет № 20
    1. Криогенная техника. Меры безопасности.
    2. Расследование несчастного случая.

    Билет № 21
    1. Действия в очаге биологического заражения.
    2. Защитное заземление.

    Билет № 22
    1. Коллективные средства защиты от радиационного поражения.
    2. Устройство молниеотводов.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

Лабораторные занятия

1

Введение.

1

1

 

 

 

2

Экологическая безопасность.

12

6

 

 

6

3

Правовые и организационные основы безопасности производственной деятельности.

10

4

 

2

4

4

Безопасность профессиональной деятельности.

35

14

 

6

15

5

Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

36

15

 

6

15

  ИТОГО

94

40

 

14

40

IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет в восьмом семестре.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  1. Рекомендуемая литература (основная)
    • Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
    • Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. М.: ФАИР-Пресс, 2000. 336 с
    • Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности. М.: ФАИР-Пресс, 2002. 288 с
    • Девисилов В.А. Охрана труда. М.: Форум-Инфра-М, 2003. 400 с.
    • Павлов А.Н. Экология: Рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 2005. 343 с.
    • Физические поля и безопасность жизнедеятельности: Проблемы экологии здоровья и жизни на земле. М.: АСТ. Астрель .Профиздат, 2006. 316 с.
    • Кулаев С.П. Электробезопасность. Основные термины. Методическое пособие. Томск: ТГУ, 2005. 32 с.
  2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
    • Охрана труда в машиностроении. Под ред. Е.Я. Юдина. М: Машиностроение, 1976
    • Безопасность жизнедеятельности. /C.В. Белов, А.В., Ильницкая, А.Ф., Козяков др. М.: Высшая школа,1999.448 с.
    • Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках. М.: Энергоатомиздат, 1984. 448 с.
    • Охрана окружающей среды. /С.В. Белов и др. М.: Высшая школа, 1986. 415 с.
    • Основы инженерной психологию /Под ред. Е.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 530 с.
    • Гражданская оборона. /П.Т. Егоров и др. М.: Высшая школа, 1977. 220 с.
    • Хлебопрос Р.Г., Фет А.И. Природа и общество. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 344 с.
    • Булатов В.И. Россия радиоактивная. Новосибирск: ЦЭРИС, 1996. 272 с.
    • Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве. М.: Молодая гвардия, 1985. 191 с.
    • Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. Л.: Наука, 1982. 192 с.
    • Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. М.: Атомиздат, 1979.150 с.
    • Хнели Э., Кумасото Х. Надежность технических систем и оценка риска. М.: Машиностроение ,1984. 426 с.
    • Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 1. Раздел 7. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. 170 с.
  3. Рекомендуемая литература по лабораторным занятиям
    • Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках. М.: Энергоатомиздат, 1984. 448 с.
    • Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. М.: ФАИР-Пресс, 2000. 336 с
    • Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности. М.: ФАИР-Пресс, 2002. 288 с
Составитель: Кулаев С.П. – кандидат физико-математических наук доцент кафедры квантовой электроники и фотоники