28 апреля прошел квест по радиофизическому факультету «Старт в науку» для школьников 10-11 классов школ Томска и Северска.

В ходе мероприятия студенты и преподаватели продемонстрировали примеры лабораторных работ и практических заданий, что стало полезным и интересным опытом, а также позволило школьникам узнать больше о программах обучения на факультете, приобрести важные знания и умения в области физики.

Места распределились следующим образом:

1 место: «Энергия связи» (МАОУ гимназия №55 им. Е. Г. Вёрсткиной);

2 место: «Ласточки» (МАОУ Лицей №8 им. Н. Н. Рукавишникова);

3 место: «Кузя Лакомкин» (МАОУ СОШ №37).

 

За участие выражаем благодарность школам:

МАОУ Гимназия №55 им. Е.Г. Вёрсткиной;

МАОУ лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска;

МАОУ Мариинская СОШ № 3;

МАОУ СОШ № 22;

МАОУ СОШ № 80;

МАОУ СОШ №37 г. Томска;

МАОУ СОШ №54 г. Томска.

 

Студенты и преподаватели нашего факультета организовали для школьников 7 станций:

  • 101 кабинет – «Измерение фототока»
  • 107 кабинет – «Великие умы»
  • 203 кабинет – «Калибровка Искусственного Интеллекта»
  • 300 кабинет – «Как объять необъятное»
  • 327 кабинет – «Накорми кота Шредингера»
  • 334 кабинет – «Ослепительные огни или электроника на пальцах»
  • 401 кабинет – «Радиофизика против шпионов»

Для каждой команды они были расположены в разном порядке, чтобы избежать очередей или столкновения команд. Волонтерам, сопровождающим участников, были предоставлены маршрутные листы, в соответствии с которыми они должны были посетить станции.

  • На станции «Измерение фототока» команды встречал студент кафедры полупроводниковой электроники Алмаев Дмитрий Александрович. На ней школьникам была продемонстрирована работа фотодиода и возможность регистрации тока, протекающего в нем под действием оптического излучения, при помощи мультиметра. Ребята отлично справились с заданием, которое заключалось в измерении фототока. Все участники показали высокий уровень подготовки по физике, а некоторые смогли удивить своими знаниями о полупроводниках.

 

  • На станции «Великие умы» ответственным был студент направления Радиоэлектронные системы и комплексы Щелоков Мирон Александрович. Тут школьников проверяли на знание ученых, совершивших важные научные открытия в области физики и математики. Командам были предложены фотографии и годы жизни ученых, а также их научные открытия или моменты из биографии. Задача состояла в том, чтобы сопоставить ученого с его открытием. Справившимся командам была дана возможность выполнить задание со звездочкой: необходимо было произвести дешифровку слова, зашифрованного числовой последовательностью, и назвать данное слово. Школьники достаточно легко справлялись с поставленными задачами, им было интересно выполнять эти задания.

 

  • На станции «Калибровка Искусственного Интеллекта» правила объяснял студент кафедры информационных технологий в исследовании дискретных структур Егоров Даниил Алексеевич. Станция была направлена на то, чтобы показать школьникам не только хорошую технологическую, но и программную базу факультета. Само задание требовало от капитана ловкости и коммуникации с командой. Игровой процесс, слишком простой на первый взгляд, на деле оказался интересным: капитан выступал в роли бойца, отстреливающегося от роботов разных цветов, а команда наблюдала за всеми его действиями со стороны. Но именно им поступала информация о том, в роботов какого цвета капитану необходимо стрелять. За каждого робота правильного цвета команда получала очки, которые потом конвертировались в итоговую оценку.

 

  • На станции «Как объять необъятное» процессом выполнения задания руководила доцент кафедры оптико-электронных систем и дистанционного зондирования, кандидат физико-математических наук Брюханова Валентина Владимировна. Участникам была продемонстрирована дисторсия, возникающая на объективе «рыбий глаз», который надевался на камеру смартфона. Также школьникам было рассказано о том, как устроен данный объектив, была проведена небольшая лекция о системах линз. В конце командам была предоставлена возможность провести настоящий эксперимент, прикрепив «рыбий глаз» на камеры своих телефонов для того, чтобы наглядно увидеть, как работает данный объектив.

 

  • На станции «Накорми кота Шредингера» за процессом работы следил студент кафедры квантовой электроники и фотоники Якименко Филипп Александрович. Команды занимались моделированием процесса передачи сигнала в виде оптического излучения до приёмного устройства с помощью линз, зеркал и других оптических приборов. Таким образом, ребята смогли наглядно увидеть, как работают законы квантовой механики и понять, что квантовая запутанность – не такая уж и запутанная. В этом им помогла специальная программа, позволявшая самостоятельно расположить различные компоненты в правильных местах, чтобы «установка» работала верно.

 

  • На станции «Ослепительные огни или электроника на пальцах» ответственными были студентка магистратуры кафедры радиоэлектроники Смыгалина Полина Павловна и студент 4 курса направления Радиоэлектронные системы и комплексы Митрофанов Сергей Васильевич. Ребятам нужно было собрать электрическую цепь так называемых «бегущих огней» по заданной схеме. От школьников требовалась внимательность и слаженная командная работа – ведь нужно было не только правильно соединить проводники, но и подобрать верные номиналы элементов. В качестве награды команды, которым удалось успешно собрать схему, смогли полюбоваться весёлым перемигиванием светодиодов. Необходимо было собрать цепь таким образом, чтобы загорелись 5 лампочек, и за каждую загоревшуюся лампочку команда получала 2 балла.

 

  • На станции «Радиофизика против шпионов» школьников встречал студент магистратуры кафедры радиофизики Димов Максим Андреевич. Команды занимались поиском электронных устройств с помощью нелинейного локатора и решением задач по физике. Нелинейный локатор — прибор, который обнаруживает полупроводниковые соединения по наличию второй гармоники в отраженном сигнале. Стоит отметить, что все команды успешно справились с поиском спрятанных электронных устройств, расположенных по всей аудитории.

Самой сложной для прохождения станцией для всех команд стала «Накорми кота Шредингера», однако это не помешало им получить положительные эмоции. Задания были интересными, познавательными и развивающими, поэтому школьники весело провели время и остались довольны таким вечером.

Все участники отзывались о квесте только положительно. Они ушли довольными полученными опытом и эмоциями, они узнали много нового о том, как устроен радиофизический факультет. Причем узнали не только во время прохождения заданий, но и от Медведевой Екатерины, которая в конце мероприятия рассказала школьникам немного об устройстве факультетской внеучебной жизни.

Автор Андреева Татьяна

Больше фото — в альбоме мероприятия