Как один телефонный звонок может изменить образовательную траекторию? И какие дисциплины помогают на равных говорить с опытными инженерами? Об этом и многом другом нам рассказал студент 5 курса, который уже сейчас применяет свои знания в «НИИ полупроводниковых приборов» и приводит в пример актуальность разработок в сфере борьбы с БПЛА.
«Я – Щелоков Мирон Александрович, студент 5 курса радиофизического факультета ТГУ, специальность – «Радиоэлектронные системы и комплексы». Мой путь сюда был не совсем прямым. С девятого класса я, под впечатлением от знакомых, безапелляционно планировал поступать в Томск, но изначально – в ТПУ на «микроэлектронику». Все изменил один телефонный разговор с приемной комиссией нашего факультета во время пандемии. По итогу этой беседы я поменял своё решение, о чем ни разу не пожалел.
Если бы меня попросили охарактеризовать факультет, я бы привел запомнившуюся фразу одного из наших преподавателей: «Если вы прожили день, узнав что-то новое, то он прожит не зря. В противном случае этот день для вас безвозвратно потерян». Не хочу хвастаться, но за все пять лет обучения здесь я не потерял ни одного дня.
Моя научная работа – это разработка пассивной многоканальной радиолокационной системы ближнего радиуса действия. Этот проект потребовал от меня освоить множество навыков: от 3D-моделирования и программирования в Matlab до создания виртуальных радиосистем в GNU-Radio и изучения методик исследования РЛС. Чтобы было понятнее, где это может применяться, приведу пример из реальной практики. Сейчас я работаю в «НИИ полупроводниковых приборов», и наши разработки могут быть полезны, например, для организаций госкорпорации «Ростех», которые занимаются созданием средств борьбы с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Борьба с небезобидными летающими объектами очень актуальна в России.
Выпускники нашего факультета очень востребованы. Если говорить о Томске, то, на мой взгляд, есть много интересных вариантов для трудоустройства: «НИИПП», где я сейчас и работаю, «Полюс», «Таир», «Микран», «Бюро 1440». За пределами города открываются двери в такие компании, как «ИСС «Решетнёв» (входит в Роскосмос), «Газпром» и практически любое предприятие госкорпораций «Ростех» и «Роскосмос». На самом деле выбор мест очень большой, но необходимо проявлять инициативу, потому что предприятиям требуются не просто люди, обладающие знаниями, но и умеющие себя продвинуть.
Говоря об учебе, я разделяю предметы на любимые и те, чья польза раскрывается со временем. Среди самых любимых дисциплин я бы выделил «Основы теории радиосистем передачи информации», «Радиотехнические сигналы», «Защиту информации» и «Спутниковые системы связи». В свою очередь, самые любимые практики немного отличаются: «Основы теории радиосистем передачи информации», «Радиотехнические сигналы», «Основы конструирования и технологии производства РЭС» и «Виртуальные приборы LabView». Какой подход к подаче информации мне нравится больше всего, можно понять, если навести статистику по вышеперечисленной информации.
Однако, как показала практика (в том числе летняя), никогда не знаешь, какой предмет будет полезен сегодня. Могу лишь перечислить те дисциплины, знания из которых помогут придать себе весомость в рабочих обсуждениях со старшими коллегами: «Электродинамика», «Статистическая радиофизика», «Схемотехника», «Электроника» и «Научно-исследовательская работа». Я гарантирую, что знания с этих предметов не только помогут в работе, но и дадут возможность грамотно аргументировать своё мнение людям, которые получили образование очень давно.
Ценная особенность любого преподавателя – терпение.
Возможно, не всё оборудование в нашем корпусе младше 15 лет, но это не говорит о его непригодности. Главное, что для исследовательской работы есть доступ к уникальным ресурсам. Лично я, например, активно работаю в безэховой камере кафедры радиофизики, которая была изготовлена усилиями самих преподавателей. Далеко не все исследовательские институты могут похвастаться наличием такой камеры, а у нас есть.
Помимо учебы, я с первого курса активно участвовал в жизни факультета. Начинал в нашей газете «Радиовестник» (которая позже стала «Студенческим СМИ РФФ»), где писал статьи, вел подкасты и редактировал тексты. С третьего курса сместил фокус на мероприятия, более близкие к специальности: участвовал в «Техно ТГУ», в выставках на конференциях АПР, СНИИ и РОСТ-UP, писал и переводил научные статьи. Этот путь принес свои плоды: в этом году мне удалось занять первое место на одной из выставок. Практический опыт я получал в «ИСС «Решетнёв», куда ездил на практику два года подряд и где мне очень понравилось. Сейчас же я работаю метрологом в «АО «НИИПП». Здесь тоже хорошо, и есть возможность взаимодействовать со множеством средств измерений, что для инженера всегда полезно.
Какая у нас на факультете атмосфера? Мне кажется, ее во многом определяют сами люди. Физика — один из самых сложных предметов, и человек, который не побоялся стереотипов и успешно сдал ЕГЭ по ней, уже чем-то отличается от выбравшего другой путь. Возможно, поэтому на РФФ собираются особенные студенты. Впрочем, трудно объективно судить об этом, когда все пять лет находишься внутри этой среды».
Мы благодарим Мирона за глубокий и нетривиальный взгляд на учебу и жизнь факультета. Его рассказ — это отличный портрет современного радиофизика: думающего, инициативного, с собственным стилем и четким пониманием своей цели. Желаем ему и дальше не терять ни одного дня и добиваться всего задуманного!
Редактор и ведущий рубрики РФФВЛИЦАХ Максим Димов
На фото, предоставленных Мироном:
1-3 — компоненты установки для измерения диаграмм направленности;
4-5 — установка для измерения отраженного сигнала;
6-7 — прототип радиолокационной станции.
8 — Это я, Мирон Щелоков!