Радиофизики (ТМ) — кто эти замечательные ребята? Что они умеют, чем интересуются? На что способны и куда стремятся?
В рубрике #РФФвЛицах коллеги расскажут о себе и своей факультетской жизни…
Наша статья посвящена Евгению Ланину, студенту 5 курса по направлению специалитета «Радиоэлектронные системы и комплексы». Он поделился с нами своими успехами в научной деятельности и дал пару советов тем, кто только начинает свой путь в науке.
Расскажи, пожалуйста, о своей научной работе, чему она посвящена? Можешь рассказать о научном руководителе или преподавателе, который помогает тебе?
Я уже два года занимаюсь научной деятельностью, соответственно, начал я на третьем курсе. Область моей работы – разработка беспилотных систем или аппаратов. Сначала это был квадрокоптер. Тогда пришлось полгода разбираться в программном обеспечении с нуля. Но момент первого полёта всё-таки настал. Не могу сказать, что он удался: дрон просто перевернулся, сломал четыре лопасти, а для студента это тогда было дорого. Хочу сказать спасибо Дорожкину Кириллу Валерьевичу, потому что он все расходы взял на себя и во всем мне помогал. Второй полет проводили осторожнее, над травой, которая смягчила удар. Полноценно полетел дрон с третьей попытки.
Затем мы решили добавить научную деятельность, просто летающий квадрокоптер – это мало. Тогда пришла идея разработать датчики, но вместо того, чтобы измерять воздушные параметры, мы замахнулись на водную стихию. Так вышло, что был доступен только датчик для измерения меры кислотности. Всей работой мы занимались вдвоём, я и Казанин Владислав Александрович. Моя работа заключалась в программировании и отладке квадрокоптера, а Владислав занимался программированием датчика, где мы друг другу помогали.
В общем, создали дрон и разработали измерительную аппаратуру, а как место для испытаний выбрали озеро в Томской области. По задумке, аппарат приземлялся на воду и измерял водные параметры, в нашем случае, один параметр. Однако мы потеряли управление, квадрокоптер перевернулся и утонул. Ни я, ни научный руководитель не умеем плавать. Лишь благодаря Владу наше изобретение удалось спасти. Большое ему спасибо за этот подвиг. Затем был второй тестовый полёт, где сразу после запуска дрон сгорел. Но уже третья попытка увенчалась успехом.
Расскажи, планируешь ли ты участвовать в каких-нибудь выставках или конференциях? Можешь рассказать, с какими работами туда принимают?
Сейчас идёт приём заявок на конкурс «Студенческий стартап», и я работаю над заявкой. У меня есть ещё один проект, который возник после нашего разочарования из-за утонувшего квадрокоптера. Тогда мы и решили разработать дрон-лодку. Мы создали модель корпуса и, благодаря доступным на РФФ 3D-принтерам, смогли напечатать его. Из напечатанных деталей собрали лодку и установили на неё управляющую систему, которую сняли с квадрокоптера. Комплекс получил название БАСПИ (беспилотная автоматизированная система проводящая измерения). Мы решили протестировать его. Первый запуск оказался плодотворным, мы сняли меру кислотности и приплыли на базу. Скорее всего, заявка на «Студенческий стартап» будет с проектом БАСПИ. Кстати, с ним же я в прошлом году участвовал на выставке, которая проходила в СФТИ. Думаю, со всеми проектами, которыми занимаются на радиофизическом факультете, можно участвовать в «Студенческом стартапе».
Поведай нам, как ты вообще пришел к тому, чтобы заниматься научной деятельностью? Кирилл Валерьевич вёл у вас предмет и посодействовал или вы сами его нашли?
На втором курсе у нас вел радиоэлектронику Григорий Евгеньевич Кулешов. Однажды случилось так, что он не мог провести пару и попросил Бадьина Александра Владимировича и Дорожкина Кирилла Валерьевича подменить его. Они всю пару рассказывали про транзисторы. Навсегда запомнилось, как они сидели, вспоминали устройство транзистора. Меня это впечатлило, показалось даже в тот момент, что мы примерно одного возраста, и я только потом узнал, что это не так. И я вдохновился! На самом деле, каждый раз, когда люди делятся своим прогрессом в исследованиях, все рассказывают какую-то свою, специфическую историю, почему они начали этим заниматься. Кого-то просто приметили и надоумили, кто-то вызвался сам, каждый раз по-разному.
Насколько мне известно, у тебя много баллов по индивидуальным достижениям во Фламинго. Ты ведёшь какую-то активную деятельность или это всё по научной работе?
В основном это научная работа: конкурсы, статьи, выставки. Первой моей конференцией была СНИИ в ТГУ, затем ЭСИСУ в ТУСУР, а после я участвовал в ICAM на Байкале, она также организована при участии ТГУ. Эти конференции проводятся каждый год, осенью.
Какие у тебя планы на дальнейшее будущее, планируешь ли продолжать деятельность? Всё-таки, пятый курс уже и скоро выпуск.
Мне вскоре предстоит защита диплома и к моменту защиты необходимо подготовить работающий проект. Кроме того, после выигрыша в «Студенческом стартапе» необходимо предоставить MVP (минимальный жизнеспособный продукт), тот, что будет соответствовать заданным требованиям. На ближайший год есть задача: реализовать БАСПИ с измерительной системой. Я много думаю над этим, ведь есть два варианта дальнейшего развития. Либо поступить в аспирантуру в ТГУ, ТУСУР или институт имени Жуковского по военному направлению. Либо взять год, образно говоря, отпуска, чтобы разобраться, чего же действительно хочется в этой жизни.
Раз ты опять затронул тему гранта, расскажи, для чего он вообще нужен? Чтобы наладить производство или улучшить какие-то уже имеющиеся компоненты?
В моём случае грант нужен на создание измерительного комплекса водных параметров. Необходимо доработать то, что уже имеется, а на данный момент это всего один датчик, который измеряет только один параметр – меру кислотности. В планах – создать систему, которая будет включать в себя подвижный дрон для измерений на поверхности водоема, а также стационарные датчики, которые будут устанавливаться на берегах. Система будет собирать данные с водоёма и передавать их на базовую станцию, а затем, скорее всего, на сайт. В рамках гранта стоит создание сайта, где пользователь сможет авторизоваться и просматривать собранные данные. К сожалению, того гранта, который предлагают, недостаточно и это минимум, на который мы можем рассчитывать.
Хватает ли вам рабочих рук, не хотели бы найти людей, чья помощь может быть полезна?
На самом деле, по аналогии с тем, как Казанин продолжает дело Михаила Южакова, я хотел со следующего семестра начать приглядываться к студентам. Найти себе преемника, за полгода обучить его основам, чтобы он продолжал это дело, и оно не просто лежало на полочке как достижение, а реально приносило пользу обществу. Или хотя бы нашему радиофизическому факультету. Но на данный момент кандидатов нет.
Можешь дать несколько советов новичкам, которые в скором будущем планируют заниматься научной деятельностью?
Дам совет студентам первых курсов. Скорее всего, они думают, что ничего не знают и ничего не умеют. Это не так, ведь вы уже поступили и уже что-то умеете. Даже с вашими навыками вы можете прийти к любому преподавателю и сказать: «Я хочу заниматься научной деятельностью». От инициативных студентов никто не откажется. Когда я стал заниматься наукой, я тоже, можно сказать, ничего не умел. Но я научился всему за полгода-год, пока занимался.
Если вы хотите заработать на научной деятельности, это нормальная мотивация, но стоит учесть, что доход будет только через год. По сути, вы будете год привыкать к этому темпу жизни, понимать, что от вас требуется. Я всегда говорю: лучше попробовать, чем не пробовать. Ведь, грубо говоря, вас за это палкой никто бить не будет.
Каждое выступление я переживаю, даже сейчас, отвечая на вопросы, я жутко переживал: вдруг что-то пойдёт не так? Я такой человек, и в этом ничего плохого нет. После 5-10 выступлений вы уже поймёте, как с этим бороться. Если вы выступаете впервые, то вечером перед докладом можете раз 5-6 перед зеркалом прогнать всю презентацию. Желательно выступать без всяких бумажек. Некоторые люди их распечатывают, выходят на сцену, перелистывают, путаются, а от этого волнуются ещё сильнее. Всегда будьте уверены, что ваша презентация самая лучшая. Естественно, автор видит недостатки своей работы, но, несмотря на это, надо любить своё творение и не отказываться от него. Когда ты начинаешь думать, что ты сделал хуже, чем другие, ты предаёшь свой труд. А это – большая ошибка.
Автор: Кателина Дарья
Корректор: Димов Максим